Весь комплекс логистических услуг по транспортировке грузов
железнодорожным и автомобильным транспортом!

Железнодорожные перевозки в Царской России

Россия 17 века с ее необъятными просторами, полноводными реками и плодородными землями. . . После восшествия на престол, Романовы начинают восстанавливать хозяйство после Смуты (1598-1613 годы). Крестьяне начинают возрождать пострадавшие районы и активно осваивать новые территории Западной Сибири, Приуралья, Поволжья, все большее количество новых земель включается в хозяйственный оборот. Естественно активизируются грузовые перевозки утвари, товаров, сельскохозяйственных продуктов не только по бескрайним дорогам России, но и простым речным транспортом. Тогда, впервые, царь Алексей Михайлович издает Уложение об охране судоходства, что явилось первым прообразом настоящего Министерства Путей Сообщения.

При Петре I была учреждена Коммерц-Коллегия для управления сухопутными путями, а при строительстве тракта Санкт-Петербург – Москва в 1712 году учреждена специальная Канцелярия першпективной дороги, которая в 1755 году была преобразована в Канцелярию строения государственных дорог, что не могло не отразится на грузоперевозках.

Император Павел I в 1798 году утверждает проект образования Департамента водных коммуникаций. Возглавил его русский государственный деятель, граф Николай Петрович Румянцев, при котором Департамент был увеличен и переименован в Управление водяными и сухопутными сообщениями.

Преобразования продолжил Александр I Павлович – в 1809 году создается Корпус Инженеров Путей сообщения, которому поручается строительство и эксплуатация всех путей сообщения, а при нем создается Институт для подготовки специалистов, который возглавил известный ученый, грамотный механик и опытный строитель Августин Августинович Бетанкур. Благодаря выпускникам этого института, таким как С.В. Кербедз, М.С. Волков, Д.И. Журавский, П.П. Мельников и многим другим, сеть Российских железных дорог приобрела новые масштабы, а вместе с этим железнодорожные перевозки приобрели новое значение.

При Императоре Николае I, Департамент становится Главным управлением путей сообщения и публичных зданий, а в 1942 году в управлении создается Департамент железных дорог.

Вообще, к началу царствования Николая I (1825 год) состояние промышленности в России оставляло желать лучшего. Большинство промышленных товаров и продукции, необходимые империи закупались за рубежом, а экспортировалось только сырье, на предприятиях в основном применялся ручной труд крепостных. Это все стало предпосылками к промышленной революции в России.

1830 – 1840-е годы характеризуются переходом от ручного труда к машинному, от мануфактур к заводам и фабрикам, от аграрной экономики к индустриальному производству. Бурно развивается машиностроение. Построены Невский машиностроительный завод, Александровский казенный завод, завод Берда, который строил пароходы и др. Россия начинает выпускать паровые машины, паровозы, построенный в г. Сормове в 1849 году завод начинает выпуск речных судов.

Но развитие промышленности, расширение внутренней и внешней торговли тормозило состояние дорог и транспорта. Грузовые перевозки в основном осуществлялись речным и гужевым транспортом. Технический переворот на транспорте стал неизбежен.

Построенная в 1837 году Царскосельская железная дорога, протяженностью всего 25 верст, больше была увеселительным аттракционом, нежели играла какую-то экономическую роль в железнодорожных перевозках, но была огромным потенциалом для развития данной отрасли.

Исторической датой в развитии Российских железнодорожных перевозках является 1 февраля 1842 года. Тогда император Николай I подписывает Указ о постройке первой русской железнодорожной магистрали от Санкт-Петербурга до Москвы, которая имела уже стратегическое значение.

10 мая 1847 года император одобряет строительство железной дороги из Москвы до Нижнего Новгорода. Строительство осуществлялось в два этапа: Москвы - Владимир и Владимир - Нижний Новгород и в 1862 году железнодорожные перевозки по данной магистрали становятся регулярными. В 1856 году образуется общество Московско – Саратовской железной дороги. 20 июня 1862 года грузовые перевозки начали осуществляться от Москвы до Коломны, расстояние до которой составляло 117 верст и через три года пассажиры и грузы уже доезжали по этой железной дороге до Рязани.

Император Александр II продолжил развитие сети российских железных дорог. В 1865 году он подписывает Указ о строительстве железной дороги от Москвы до Курска, которую решено было разделить на пять участков: от Москвы до Серпухова, от Серпухова до Тулы, от Тулы до Скуратово, от Скуратово до Орла и от Орла до Курска. Впоследствии, к 90-м годам 19 века, в Московскую железную дорогу вошли такие направления, как: Московско-Брестское, Московско-Курское, Московско-Нижегородское, Московско-Рязанское и Московско-Ярославское.

В феврале 1866 года в правительство обращаются помещики и предприниматели Тамбова с ходатайством о разрешении строительства железной дороги Ряжск – Моршанск, которая впоследствии переросла в крупнейшую магистраль, связывающую Башкирию, Мордовию, Оренбург, Пензу, Рязань, Самару, Саратов, Тамбов, Татарию и Челябинск. Железнодорожные перевозки стали главным стратегическим звеном между экономическими районами Сибири и Урала, а также западными и центральными регионами страны.

Экономическая необходимость и выгода железнодорожных перевозок требовала экспансии на Восток и еще в 1857 году российский государственный деятель Николай Николаевич Муравьев-Амурский, назначенный в 1847 году генерал-губернатором Восточной Сибири, представил императору Александру II докладную записку о необходимости строительства железной дороги в Сибири, но получил отказ. И лишь в 1887 году в феврале месяце, в связи со все возрастающей Японской военной мощи, выходит высочайший Указ о постройке «сплошной через всю Сибирь железной дороге». Магистраль было решено разделить на 7-мь участков: Западно-Сибирский, Средне-Сибирский, Забайкальский, Кругобайкальский, Амурский, Северно-Уссурийский и Южно-Уссурийский. А само строительство разделили на три этапа. В первый вошли перегоны Владивосток – Графская, Челябинск – Обь и Обь – Иркутск. Во второй: Графская – Хабаровск, Мысовая – Сретенск, а в третий: Иркутск – Мысовая, Сретенск – Хабаровск. И уже 17 декабря 1899 года произошло объединение Средне-Сибирской и Западно-Сибирской в Сибирскую железную дорогу.

Старейший стратегический гужевой тракт, по которому осуществлялись грузовые перевозки от Москвы до Архангельска, тоже требовал революционной перестройки, и уже в начале 1859 года под руководством надворного советника Федора Васильевича Чижова организуется общество по строительству железной дороги Москва – Ярославль. Активным помощником в организации постройки становится купец 3-й гильдии Иван Федорович Мамонтов. Любопытно, что эта железная дорога была построена впервые без участия иностранного капитала.

18 августа 1862 года, в день Успения Пресвятой Богородицы был открыт первый участок от Москвы до Сергиева Посада, чтобы православный народ смог доехать до Троице-Сергиевой лавры в этот праздник на поезде.

Первые железнодорожные перевозки от Москвы до крупного, по тем временам, губернского города Ярославль начали осуществляться уже 18 февраля 1870 года. А уже в середине 1872 года первые грузы поехали по железной дороге в Вологду, таким образом, соединив северную часть страны с центральными районами России.

В начале второй половине 19 века, в районе реки Грушевка, что «собирает свои воды Аксаю», на землях Донских Казаков были найдены богатейшие залежи антрацита. В начале марта 1860 года, русский генерал, наказной атаман Донского казачьего войска Михаил Григорьевич Хомутов обращается к военному министру с рапортом о потребности строительства железной дороги от Грушевских каменноугольных копей до Аксайской пристани на реке Дон, дабы способствовать промышленному и торговому развитию края. В конце 1863 года железнодорожные перевозки сырья, в котором нуждались большие промышленные предприятия, по этой ветке стали регулярными. А сама ветка послужила началом развития Северо-Кавказкой железной дороги сеть которой, протянулась от Черного, Азовского и Каспийского морей до центра Российской Империи.

Техническая революция в промышленности, индустриализация сельского хозяйства, триумфальное развитие паровых машин, замена ручного труда станками, переход от мануфактур к фабрикам, заводам и благодаря русским императорам - реформаторам железнодорожные перевозки в Российской Империи к началу XX века достигли небывалого развития, далеко опередив в своем формировании Европу.