РЖД отказали в финансировании проектов скоростных дорог к ЧМ-2018
Высокоскоростные железные дороги Москва - Санкт-Петербург и Москва - Екатеринбург планировалось построить на условиях софинансирования. 70 процентов от стоимости должно было оплатить государство через Внешэкономбанк. Начало строительства планировалось на 2013 год. Интерес к международному тендеру по сооружению скоростных дорог проявили, в числе прочих, корейская компания Hyundai, немецкая Siemens, французская Alstom и китайская CRCC.
Основной причиной отказа российских властей от реализации проектов РЖД стала их высокая стоимость. Постройка дороги из Москвы в Петербург в планах РЖД оценивалась в 1,12 триллиона рублей, а строительство магистрали из Москвы в Екатеринбург - примерно в два раза дороже. При этом скоростная дорога через Нижний Новгород и Казань сократила бы время путешествия из Москвы до Екатеринбурга на поезде с 26 до 8 часов.
Источник, приближенный к вице-премьеру Игорю Шувалову, рассказал, что министр считает проведение ЧМ-2018 вполне возможным и без строительства высокоскоростных железных дорог. Компенсацией, по мнению Шувалова, должны стать строительство автомобильных дорог и модернизация существующих магистралей. Финансирование дорогостоящих проектов РЖД в условиях кризиса Шувалов, по словам источника, считает безумием.
При этом источник, близкий к РЖД, рассказал, что у компании есть некий запасной план, который глава компании Владимир Якунин направил на рассмотрение правительства РФ в августе. Эта схема при том же общем объеме расходов должна снижать нагрузку на бюджет.
В мае 2012 года Якунин предварительно оценил общую стоимость подготовки РЖД к ЧМ-2018 года в 2,6 триллиона рублей. В эту сумму входили модернизация подвижного состава, строительство скоростных магистралей и организация железнодорожных перевозок для болельщиков.