Вице-президент ОАО "РЖД" Салман Бабаев: "До 60% времени использования грузовых вагонов на предприятиях приходится на непроизводительные простои".
Как отметил вице-президент ОАО "РЖД" Салман Бабаев, выступая на совещании по вопросам организации грузовых и пассажирских перевозок в Приволжском федеральном округе, развитие грузовых перевозок в ПФО привело к изменению конфигурации и структуры грузопотоков. На многих полигонах железных дорог Приволжского федерального округа исчерпаны резервы пропускной способности. Так, на Приволжской железной дороге насчитывается 248 км "узких мест", на Куйбышевской – 161 км. Ситуация усугубляется снижением эффективности использования вагонного парка. Салман Бабаев отметил существенное уменьшение сдвоенных операций с ростом доли приватных вагонов на сети.
"Как правило, приватные вагоны после выгрузки отправляются со станций, а под погрузку, навстречу им, подводятся вагоны других собственников. Если в 2007 году коэффициент сдвоенных операций составлял 1,3, то в 2011 году он снизился до 1,04. Это приводит к дополнительному перемещению по сети не менее 60 тыс. порожних вагонов в сутки", - подчеркнул Салман Бабаев.
Увеличилось, по словам вице-президента, и среднее время нахождения вагонов на путях необщего пользования: с 16 часов в 2007 году до 40 часов - в текущем. На подъездных путях предприятий Приволжского округа это время составило 52 часа.
Анализ работы по использованию подвижного состава на крупных промышленных предприятиях показывает, что 60% времени и более приходится на непроизводительные простои, сообщил Салман Бабаев. Вагоны, по его словам, используются как склады на колесах в ожидании освобождения грузовых фронтов, накапливаются по собственникам (например, на подъездных путях Выксунского металлургического завода обращается подвижной состав порядка 40 собственников), в связи с чем подъездные пути становятся "непроезжими". Все это в совокупности сказывается на эффективности эксплуатационной работы, подчеркнул Салман Бабаев.
Вице-президент напомнил, что в настоящее время при активном участии ОАО "РЖД" введены в действие приказ Минтранса России № 258, регулирующий порядок перемещения порожних собственных вагонов, принято постановление ПравительстваРФ № 1051 "О привлечении ОАО "РЖД" железнодорожного подвижного состава для перевозки грузов", которые должны оказать положительное влияние на эксплуатационную деятельность. Однако кардинальное улучшение ситуации возможно только при комплексном изменении нормативной правовой базы, регулирующей деятельность железнодорожного транспорта в новых условиях. В первую очередь, по мнению Салмана Бабаева, требуется безотлагательное принятие точечных изменений в устав железнодорожного транспорта, предложенных ОАО "РЖД" и одобренных многими администрациями регионов и республик.