Железнодорожные перевозки в Великой Отечественной Войне
22 июня 1941 года, когда гитлеровская Германия вероломно перешла границу СССР, для нашей Родины начался самый тяжелый период в истории. Перед железнодорожниками возникла тяжелейшая задача, так как к грузовым и пассажирским перевозкам добавились железнодорожные перевозки для фронта. 24 июня 1941 года на всех железных дорогах страны в 18 часов был введен воинский график движения поездов, который предусматривал приоритет движения воинских эшелонов, четкую и безукоризненную работу вокзалов, станций, сортировочных узлов и увеличение пропускной способности всех магистралей. Также возникла необходимость массовой эвакуации населения, стратегически важных предприятий, объектов оборонной промышленности, учебных и научных учреждений из западных регионов нашей страны в районы Поволжья, Сибири, Урала, Дальнего Востока и Средней Азии. В первые месяцы войны железнодорожниками было задействовано 65977 вагонов для перевозки оборудования почти 350 крупных оборонных заводов и металлургических комбинатов. Для эвакуации населения потребовалось практически, полтора миллиона вагонов и к концу 1941 года было перевезено около 10,5 миллиона человек. В середине 1942 года немецко-фашистские захватчики усилили наступление на юге и юго-восточном направлении. В этот период из южных и юго-восточных регионов страны железнодорожным транспортом было эвакуировано примерно 8 млн. человек и 150 оборонных предприятий, в том числе нефтедобывающее оборудование из Грозного и Майкопа, а также стратегический запас нефти.
К концу 1942 года сеть железных дорог СССР уменьшилась до 41,8 тысячи километров, на 14% сократился паровозный парк, 21% грузовых вагонов было уничтожено.
В этих наитруднейших военных условиях железнодорожники выполняли свою героическую работу и по стальным путям нашей Родины шли эшелоны с дальневосточными, уральскими, сибирскими дивизиями для защиты столицы осенью 1941 года. Под вражеским огнем, проявляя чудеса мужества и героизма, железнодорожники осуществляли доставку продовольствия и оружия блокированному Ленинграду. Под огнем врага и непрерывной бомбежкой в Сталинград железнодорожными перевозками доставлялись войска, боеприпасы, оружие, продовольствие. В 1943 году во время сражений на Курской дуге без перебоев осуществлялась доставка военной техники, боеприпасов и продуктов питания. Вместе с этим, железнодорожникам необходимо было выполнять колоссальную работу по восстановлению железнодорожного полотна, мостов, станций, узлов, локомотивного и вагонного парков для проведения наступательных операций в 1944 году и в победном 1945 году. За годы войны для воинских железнодорожных перевозок было задействовано более 20 миллионов вагонов, а фронтам доставлено около 443 тысяч эшелонов.
Верховное Главнокомандование неоднократно отмечало большую работу железнодорожников в дни войны. «И если, несмотря на трудности военного времени и недостаток топлива, — говорил И. В. Сталин, — нам все же удалось снабжать фронт всем необходимым, то в этом надо признать прежде всего заслугу наших транспортных рабочих и служащих».